Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Петрозаводского городского округа "Детско-юношеский центр"
{jcomments on}

В апреле пройдет городской финал военно-патриотической игры "Зарница". Положение об игре можно скачать здесь...

В этом году финальные соревнования открываются новым этапом - "Информационная битва". Этап пройдет в среду, 17 апреля, в дистанционном режиме. Начало в 14.00.

Правила этапа:

Этап «Информационная битва» направлен на проверку умения команды использовать современные информационно-коммуникационные технологии.

В момент начала состязания - в 14.00 17 апреля - на сайте Детско-юношеского центра по адресу http://children.ptz.ru  будет опубликовано задание для команд. Суть задания – самостоятельно снять на бытовую технику (мобильный телефон или фотоаппарат) видеоролик, связанный с темой патриотического воспитания. Конкретное содержание задания будет сохраняться в тайне до начала состязания. Съемки ведутся в школе и, при необходимости, на прилегающей территории.

17 апреля команда должна завершить выполнение задания и не позже 14.00 18 апреля  опубликовать на сайте ДЮЦ рапорт о выполнении задания с гиперссылкой на свой ролик. Видеоролик нужно опубликовать на одном из хостингов (youtube, rutube, В Контакте и т.п., либо - в крайнем случае - загрузить на любой файлообменный сервер). Если рапорт поступил после 14.00 18 апреля, задание считается не выполненным. Судейская коллегия не несет ответственности за материалы, опубликованные с техническими ошибками.

Вторая часть этапа «Информационная битва» проводится в период 19-24 апреля и заключается в деятельности команды по мобилизации сторонников в поддержку своего видеоролика. На сайте ДЮЦ будет опубликована форма Интернет-голосования за ролики команд. Голосование будет продолжаться в течение недели.

Победителями этапа становятся:

  • команды, набравшие наибольшее количество голосов по итогам Интернет-голосования;
  • команды, чьи ролики были признаны наиболее интересными и информативными по итогам экспертной оценки жюри.

Ответы на вопросы

Какой продолжительности должен быть видеоролик?

Чтобы ролик выглядел динамично и интересно, он не должен быть длинным. Оптимальная продолжительность - около 3 минут.

Можно ли привлечь видеоинженера школы для того, чтобы он снимал ролик на видеокамеру?

Нельзя. Вы должны снимать ролик самостоятельно. Можете пользоваться советами взрослых, но выполнять задание вы должны сами.

Можно ли использовать в ролике архивные видеоматериалы, которые есть в школе?

Нельзя. Вы должны снять ролик сами в день выполнения задания.

Мы не умеем снимать. Что делать?

Учиться! Вы же не спрашиваете, что делать, если вы не умеете надевать противогазы или маршировать! Тем более, что сейчас многие школьники снимают видео на мобильные телефоны, фотоаппараты и другие устройства.

Фотоаппараты и телефоны снимают отдельными файлами. Как смонтировать их в единый ролик?

Это очень просто! Уже сейчас вам нужно распределить роли в команде и определить человека, который будет монтировать ролик и опубликует его в интернете. Ваш видеомонтажёр может выбрать вариант работы, который ему наиболее удобен, например:

1) Воспользоваться онлайн-редактором видеохостинга youtube: http://www.youtube.com/editor Он позволяет загрузить каждый файл отдельно, а затем смонтировать их, добавить эффекты переходов, музыку и титры. Готовый ролик сразу же будет опубликован на youtube. Вашему видеомонтажёру нужно зарегистрироваться на youtube заранее и потренироваться в работе с видеоредактором.

2) Скачать и установить на компьютер бесплатный конвертер файлов Freemake Video Converter: http://www.freemake.com/ru/free_video_converter/ Он позволяет расположить файлы в нужной последовательности, при необходимости подрезать начало и конец файлов, объединить их и вывести готовый видеоролик в нужном формате (например, в наиболее распространенных для Интернета форматах mp4 или flv). Остается только опубликовать готовый ролик на видеохостинге.

3) На компьютерах, которые работают под операционной системой Windows обычно установлен простой видеоредактор Windows Movie Maker. Его возможностей вполне достаточно для монтажа вашего ролика. Если редактор не будет читать файлы с фотоаппарата или телефона, переконвертируйте их в другой формат с помощью конвертера Freemake (в данном случае лучше конвертировать ролики в формат wmv).

Есть и другие варианты монтажа вашего ролика, вы легко можете их изучить и выбрать наиболее удобный.

В школах закрыт доступ на youtube, rutube и В Контакте. Что делать?

Есть два варианта:

1) используйте видеохостинг, который не внесен в стоп-лист в вашей школе. Например, попробуйте Vimeo.com https://vimeo.com/ или Kiwi.kz http://kiwi.kz/

2) загружайте ролик в сеть с домашнего компьютера. На съемки и монтаж у вас есть несколько часов, начиная с 14.00 17 апреля. Рапорт с гиперссылкой на ваш ролик должен быть опубликован не позже 14.00 18 апреля. Этого времени более чем достаточно для того, чтобы опубликовать ваш ролик и отправить рапорт с гиперссылкой на сайт ДЮЦ.

17 апреля в 14.00 мы прочитаем задание на сайте ДЮЦ. И что нам после этого делать?

Чтобы не возникло такого вопроса, ваша работа должна начаться не в 14.00, а заранее. Нужно хорошо подготовиться. Начинать подготовку нужно уже сейчас.

Первое, что нужно сделать - распределить роли. Определите, кто будет режиссером - человеком, который руководит всем процессом съемки, принимает главные решения и сможет организовать работу команды так, чтобы задание было выполнено хорошо и вовремя.

Один из вас будет оператором - человеком, который будет вести съемки. Но может быть и другое решение - разбить команду на 3 съемочных группы, в каждой из которых будет свой оператор. Это позволит вам сделать ролик быстрее. Подготовьте фотоаппараты или мобильные телефоны для каждого оператора (можно снимать и на бытовые видеокамеры). Убедитесь заранее, что у вас есть кардридеры или кабели, необходимые для импорта видео с ваших устройств на компьютер.

Журналисты и ассистенты журналистов - это люди, которые будут продумывать и снимать части ролика. Те, кто умеeт интересно рассказывать, придумывать идеи и выстраивать материал.

Возможно, вам нужен отдельный видеомонтажер - человек, который отвечает за монтаж и публикацию ролика. Как только группа завершила съемки, он начинает монтировать. А более быстрый вариант? Правильно, чтобы свой монтажер был в каждой съемочной группе. В этом случае команде нужен главный видеомонтажер - тот, кто соединит все части ролика, оформит и опубликует его.

Распределяя роли, убедитесь, что вы правильно используете способности каждого. Если у человека не получается снимать, не нужно назначать его оператором. Может быть, он умеет хорошо и интересно рассказывать? Тогда лучше назначить его журналистом.

После того, как вы прочитаете задание, вам нужно придумать, о чем вы будете снимать. Выделите несколько частей в ролике - обычно их три. Например, если вы получили задание рассказать, что в вашей школе - самое интересное, то вы быстро собираете идеи и выбираете из них три самых лучших, например: 1) новый аквариум с рыбками; 2) граффити на внутреннем дворе школы; 3) школьный радиоузел. Распределяете эти задания между вашими съемочными группами. Далее журналист каждой съемочной группы придумывает, как можно интересно показать это в ролике. Группа отправляется на съемки.

Что делают ассистенты? Например, если мы рассказываем об аквариуме и хотим показать, что он очень интересный, то должны быть люди, которые с интересом рассматривают рыбок. Это и будут ваши ассистенты.

Какие правила нужно соблюдать при съемке ролика?

Технические правила:

- камера (фотоаппарат, телефон) не должна трястись;

- снимайте как можно ближе - показывайте главные объекты крупно;

- должна быть хорошая освещенность;

- если вы записываете речь - например, интервью или стендап (стендап - это текст, который журналист произносит в камеру), подойдите ближе и уберите посторонние звуки (например, закройте дверь в коридор и скажите Васе, чтобы не скрипел стулом);

- верхняя граница кадра не должна обрезать людям головы;

- если люди говорят о каком-то объекте - например, об аквариуме, то на заднем плане должен быть аквариум, а не голая стена.

Подробнее о правилах видеосъемки можно прочитать в этой брошюре...

Содержание ролика:

Основные элементы, которые можно использовать:

- Стендап - появление журналиста в кадре, его обращение к зрителю. Стендап может открывать каждую часть вашего сюжета. Например: "Вот уже целую неделю в фойе нашей школы происходит что-то невообразимое. А всё потому, что здесь установили аквариум с очень красивыми рыбками."

- Съемка действия с закадровым текстом. Например: ребята рассматривают рыбок, оператор плавно приближается и снимает самих рыбок и ребят-ассистентов, которые на них смотрят. В это время журналист находится рядом с оператором и читает свой текст: "В аквариуме живут 24 рыбки. Самая большая - размером в 20 сантиметров, а самая маленькая - всего лишь 5 миллиметров. Привезли этих рыбок из музея морской фауны в Петербурге. Аквариум - это приз нашей школе за победу в конкурсе начинающих биологов. Ребята говорят, что рыбки хорошо успокаивают нервы". Старайтесь читать текст в разговорной манере, живо и интересно.

- Интервью: ответ на вопрос журналиста. Например, школьница Маша говорит: "Я прихожу посмотреть на рыбок перед контрольными работами. Мне это очень помогает. Я успокаиваюсь, и после этого выполнять задание для меня гораздо легче".

ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО: телевидение отличается от радио тем, что оно может показать действие. Старайтесь, чтобы в кадре было меньше монологов, а больше интересной картинки. Если можно что-то показать - покажите это, а не рассказывайте об этом, глядя в камеру.

Совет: посмотрите несколько выпусков телепрограммы "После школы" и понаблюдайте за тем, из каких элементов состоят сюжеты, каким образом работают журналисты и операторы.